Сооснователь и управляющий партнер венчурного фонда TMT-Investment Артём Инютин в интервью RNS рассказал о технологиях, которые радикально изменят повседневную жизнь людей, о перспективах полного отказа от нефти и газа и вызовах России при переходе на цифровую экономику.
Несколько лет назад вы вместе с другими основателями РБК создали фонд TMT Investments. Вы удовлетворены результатами? Что получилось, чего не удалось достичь?
Деятельности TMT Investments практически семь лет, мы начали инвестирование в стартапы с июня 2011 года. За это время мы проинвестировали более 40 проектов, было 9 выходов, чем мы очень гордимся, поскольку выход для любого фонда – это основной показатель его деятельности и эффективности. Наши проекты приобретали такие гиганты как Monsanto, AOL, Yahoo.
За шесть лет наш инвестиционный портфель увеличился вчетверо. При этом на Западе считается, что за десять лет хороший инвестфонд должен вырасти втрое. Так что пока мы опережаем этот показатель.
Как распределена доходность проектов в фонде?
Начиная, мы рассчитывали, что 15% проинвестированных нами проектов должны показать себя эффективно и кратно вырасти. На практике у нас получилось более половины сильно выросших проектов. Видимо, сказался большой менеджерский опыт команды в технологических проектах.
Проекты-лидеры, в которые мы входили несколько лет назад при стоимости $10-15 млн, сейчас стоят сотни миллионов долларов. Это, например сервис подписки на одежду и аксессуары Le Tote, служба такси Taxify, CRM-система PipeDrive сервис подписки на косметику Scentbird, облачный бэкап данных Backblaze и др.
В России инвестируете?
У нас в портфеле 4 проекта, которые непосредственно связаны с Россией - или менеджментом, или R&D. Поскольку мы работаем в основном с международными проектами, которые масштабируются по всему миру, то тут вопрос принадлежности какой-то одной стране уходит на второй план. Поэтому и к российским портфельными проектам мы предъявляем точно такое же требование - умение масштабироваться на несколько стран.
Есть ли смысл искать стартапы в российских институтах развития - таких, как «Сколково»?
Смотреть российские проекты совсем необязательно в институтах развития, можно и в инкубаторах и по связям. В России много талантливых людей и, надеюсь, что со временем количество хороших стартапов вырастет. Но для этого, конечно, необходимо повысить уровень дохода россиян и преодолеть кризис. Потому что как бы ни был хорош стартап технологически, конечная его цель - заработать деньги на своих услугах и тут очень важен процент среднего класса среди населения, именно он в основном является покупателем услуг. Если средний класс нищает и схлопывается, то и заработать стартап не может.
Какие сферы для инвестиций считаете наиболее перспективными в будущем? Блокчейн?
Помимо технологий блокчейн, для которых мы начали создание специального фонда, мы пристально смотрим на сегмент SAAS (готовые онлайн-системы документооборота, хранения и работы с данными — RNS). Новый проект, даже если он не единственный в своей сфере, интересен нам уникальностью своей технологии, know how, командой, преимуществами перед конкурентами. Интересны маркетплейсы, подписки e-commerce, поскольку вся торговля понемногу уходит в интернет и со временем окажется там целиком.
Какие технологии, на ваш взгляд, могут значительно изменить нашу повседневную жизнь и каким образом?
Во-первых это, конечно, автомобили-беспилотники. Эти автомобили уже сейчас более предсказуемы и безопасны, чем традиционные. После повсеместного внедрения беспилотников число происшествий на дорогах может сократиться на 90%. Но только при условии, что на дороге будут только беспилотники.
Сегодня они тестируются во многих городах США, но и там пока водители неоднозначно реагируют на такое соседство. Тем не менее, их внедрение в ряде городов и стран – вопрос нескольких лет и правильных государственных программ.
Еще одна прорывная технология – 3D-печать, которая изменит не только промышленность, но и логистику, складскую и таможенную деятельность. Это огромные вложения в технологии, но когда необходимость назреет, этот переход состоится и промышленное производство больших партий товара и затратная логистика уступят место производству маленьких партий в местах потребления.
В медицине 3D-печать означает решение проблемы поиска и совместимости донорских органов. Уже сегодня есть работающая технология производства искусственных коленных суставов из ткани, взятой у больного. Приживаемость такого импланта близится к 100%. Пока это дорого, но, по мере распространения технологии ее цена снизится, а сроки выращивания органов сократятся. Большие перспективы у этой технологии и в строительстве: скоро будет возможно быстрое создание недорогого жилья.
Кроме того, скоро мы будем свидетелями революции в новой технологии хранения данных. В настоящее время уже создан миниатюрный 5D диск, который записывает данные в 5 измерениях. Такой диск сможет хранить 360 терабайт данных и выдерживать температуру до 1000 градусов, не чувствителен к внешним воздействиям и теоретически сможет хранить данные тысячелетиями.
А если говорить о более отдаленных перспективах?
В буквальном смысле изменить мир сможет технология дополненной реальности. С самыми простыми разработками мы уже знакомы – например, очки Google Glass и некоторые гаджеты для игр. Но одна из американских компаний уже разработала технологию имплантации в глазное яблоко сложных электронных устройств, которые могут интегрировать обычное зрение человека с дополненной реальностью. С ней открываются невероятные возможности и в различных профессиях, и в играх, и даже в психотерапии. Перспектива широкого внедрения таких устройств оценивается в 30 лет.
Еше я бы выделил создание технологии по изменению генома человека, когда можно будет вырезать «вредные» гены и добавлять новые. Это поможет сделать людей здоровыми и даже придать им новые функции.
Большой потенциал у распространения экзоскелетов. Они не только способны помочь людям с ограниченными возможностями движения, но и сделать легкой и приятной работу, требующую физической силы.
Настоящую революцию в логистике, сельском хозяйстве и военной сфере произведут дроны и роботы. Уже возникают целые бизнесы в этой сфере, а военные давно взяли на вооружение беспилотные технологии.
И, конечно, возможность беспроводной передачи энергии: начиная от зарядки телефона до специальных дорог, которые сами подзаряжают электромобили. Плюс «зеленая энергетика» — все, что связано с термоядерным синтезом, энергией воздуха, солнца. Все это уже через 20-30 лет позволит отказаться от нефти, газа и «старых» энергетических ресурсов.
Другими словами, у России есть 20-30 лет на переход от сырьевой модели экономики к цифровой?
Я боюсь, у нас даже меньше времени на это — скорее, лет 5-7. Если экспорт традиционных энергоносителей упадет, страна не сможет удачно свести бюджет. Потеря в ближайшие 5 лет на курсе и объеме продаваемых энергоносителей 15-20% доходов для государства уже может быть фатальной, так же как фатальным является для многих компаний аналогичное падение доходов. Поэтому нам не надо ждать 20 лет, у нас их просто нет.
Какие меры нужны для ускорения перехода к цифровой экономике?
На каждом витке экономического развития открывается новое окно возможностей для регионов, отраслей и целых государств. И важно эти возможности не упустить, так как конкуренция очень велика. Для России такое окно возможностей сейчас открылось в сфере IT и сельском хозяйстве. Но для этого нужно в кратчайшие сроки перестроить всю экономику.
И начать, наверно, стоит с тех, кому предстоит совершить все эти технологические прорывы. Необходимо, чтобы в институтских курсах преподавали не только по учебникам. И преподаватели, и студенты должны знать все о новых достижениях по своему профилю, привыкнуть постоянно изучать журналы с публикациями о новых открытиях и технологиях. Понятно, что все это доступно только на английском языке, и очень важно его знать. Если студенты и преподаватели будут идти в ногу со всеми новшествами, процесс обучения станет эффективным и близким к реальности.
К сожалению, помимо крайней зарегулированности нашего процесса преподавания, когда преподаватели заняты рутиной и отчетностью, а не открытиями и наукой, существует еще и проблема самих вузов.
Ведущие западные вузы находятся на острие науки потому, что они сами производят исследования по заказу крупнейших корпораций. Это огромные гранты и контракты, в исполнении которых участвуют и преподаватели, и студенты. У нас это не настолько развито, поскольку сама структура образовательных учреждений иная. Самостоятельная экономическая деятельность государственного вуза практически исключена. У нас нет богатых советов попечителей и менеджеров, которые решали бы и вопросы спонсорства, и вопросы экономической деятельности института.
Государство – больше не гарантия лучшего в мире образования. Старая система разрушена, но и новая у нас не построена. Вуз должен стать самостоятельной экономической единицей, которая будет способна на контрактное научное сотрудничество и, как следствие, обеспечит студентам другой уровень прикладной науки. Сфера IT очень сильно зависит именно от этого. Да и финансы, и экономику лучше изучать на специфике конкретных бизнесов. Не говоря уже о естественных науках.
Кроме образования, что-то нужно изменить?
Необходимо работать над состоянием бизнес-среды. В России было сделано огромное количество изобретений, но внедрены многие из них были в странах, где бизнес развивается гораздо легче, где для него есть все условия и, следовательно, бизнесмены там не боятся делать долгосрочные инвестиции.
Прежде всего, если говорить обобщая, для бизнеса нужны предсказуемые и стабильные условия, без постоянно грозящих фатальных изменений в законодательстве, налоговой системе или иных сферах. И, в первую очередь, в стране должны быть абсолютно независимые суды, на которые не могут повлиять ни одна из ветвей власти.
Поэтому в России пока гораздо проще сделать бизнес, который можно легко и быстро свернуть в случае неблагоприятных условий. В основном это купля-продажа. А внедрение и производство слишком долгосрочны для того, чтобы нести риски нашей экономической неопределенности.
У вас большой опыт работы в медиа. Как вы оцениваете перспективы рынка СМИ и какое влияние оказывают на СМИ социальные сети и крупные интернет-компании?
С возникновением мессенджеров и соцсетей СМИ кардинально изменились и еще будут меняться. Сама система, которая предусматривала хранение информации в одном месте, на сайте, уже изжила себя. Сначала начала умирать первая страница на сайтах СМИ, а сейчас постепенно аудитория уходит и с самих сайтов, потому что люди получают ту же информацию гораздо более простыми путями - например, в свою ленту новостей в соцсетях.
Сейчас у каждого СМИ имеется огромное количество каналов доставки информации, будь то социальные сети мессенджеры. или агрегаторы. Единственная проблема новых каналов распространения информации – их монетизация часто запаздывает, поэтому развиваются эти каналы достаточно медленно.
У обывателей больше нет привычки к конкретному изданию. Ему уже не важно, откуда он получит новость. Главное, чтобы она была по возможности достоверной. Хотя, если говорить о достоверности и проверке информации, такой канал распространения, как социальные сети и мессенджеры, ухудшают это качество. Информация, излагаемая через эти каналы, становится более примитивной, страшно короткой, излагается более популярным языком.
Вся парадигма чтения изменилась. Если десять лет назад люди читали статьи, теперь большинство готово читать только короткие сообщения. И им этого достаточно, чтобы составить себе представление о какой-то проблеме. В целом читатель еще резче поделился на профессионального и непрофессионального.
И в будущем СМИ окончательно поделятся именно по этому признаку. Профессиональные будут доступны по подписке для тех, кому важна достоверность и четкие данные в своей работе, а для обывателей – бесплатная информация социальных медиа через социальные сети, спонсируемая рекламой. Тем не менее профессиональные СМИ останутся, а не заменятся повсеместно блогерами. Ведь читателям блогеров важна скорее не сама информация, а авторское видение реальности.
А сами вы что читаете?
Чтобы иметь достаточно экономической и политической информации без жёлтой окраски, я читаю РБК, Ведомости, Коммерсант, Anews, Forbes. Кроме того, читаю много профессиональных СМИ об IT. Мне нравятся Firrma, Inc, Rb.ru, vc.ru, а среди западных изданий - Techcrunch, Venturebeat, The Verge.
Российское ТВ не смотрю, его просто невозможно смотреть, вместо проверенной информации идёт чудовищный поток какой-то бессмысленной чуши. И телевизионщики, безусловно, доиграются: новые поколения совершенно перестали их смотреть, делая исключение разве что для каналов типа Disney. Из радиостанций предпочитаю всегда «Бизнес FM», так как они работают ближе всех к классической информационной модели: только проверенная информация, в основном новости, не так много политики.
А книги? Какие книги можете порекомендовать для бизнесменов?
Во-первых, это две книги Джека Траута – «Маркетинговые войны» и «Траут о стратегии». Мне импонирует и сам подход автора, который сравнивает маркетинг с военными действиями, призывая постоянно думать о стратегии в бизнесе, и грамотные определения, которые помогли мне многое понять о маркетинге.
Очень повлияла на меня художественная трилогия Теодора Драйзера – «Финансист», «Титан» и «Стоик». Это и история становления финансового и фондового рынков и, конечно, сама незаурядная личность героя, Фрэнка Каупервуда, его методы принятия решений.
Не могу не отметить книгу «Черный лебедь» Нассима Талеба, о том, что даже самые защищенные и продвинутые системы подвержены опасностям, подобным стихии.
И, наконец, книга «Уоррен Баффет рекомендует». Она рассказывает, как найти идеальную компанию для инвестора: как правильно читать финансовую отчетность, как понять перспективы компании. Мне понравился сам мудрый подход Баффета: с одной стороны математический, с другой – философский. Для меня это – квинтэссенция философии бизнеса.
|