Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

Друзья сайта

Главная » 2018 » Сентябрь » 28 » Мрии Сквернялиса
00:24
Мрии Сквернялиса

 

Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис считает, что покупка терминала сжиженного природного газа в Клайпеде у норвежской компании Hoegh LNG позволит государству сдержать цены «Газпрома» и преодолеть его монополию, сообщает сегодня, 26 августа, RuBaltic.ru.

Ранее, 20 августа, правительственная комиссия Литвы по экономической инфраструктуре решила выкупить в 2024 году у норвежцев судно-газохранилище Independence, выполняющее функцию СПГ-терминала. Среди других вариантов рассматривалось продление договора аренды. «Сегодня терминал поставляет половину всего природного газа, потребляемого в Литве. Кроме того, очень важно, чтобы монополист находился под давлением, потому что в случае нашего отказа от терминала цены „Газпрома“ могут вырасти до двадцати процентов», — заявил Сквернялис в интервью LRT. Литва арендовала танкер Independence в 2014 году. Он был специально построен норвежской компанией в Южной Корее. По данным литовских СМИ, выкуп судна обойдется в сумму от 120 до 160 млн евро, средства власти планируют запросить у Евросоюза.

 

По мнению публициста Бориса Марцинкевича, за словами Сквернялиса, призванными успокоить литовского избирателя, скрывается суровая реальность. «Давайте припомним сметы двух проектов, связанных с поставками сжиженного природного газа и строительством регазификационных терминалов: литовского Independence и польского терминала в Свиноуйсьце. Благо они и географически не очень далеко друг от друга находятся — на берегу Балтийского моря. Годовая арендная плата за Independence составляет 60 млн евро, за 10 лет литовский бюджет расстанется с 600 млн евро, сюда же нужно добавить расходы на строительство газопровода Клайпеда — Куршенай, которые составили 60 млн евро. Обустройство причала в порту (судно-регазификатор во время приема СПГ не должны беспокоить морские шторма, полученный газ нужно передавать на берег, где все должно быть готово к приему, где нужны компрессорные станции) обошлось еще в 200 млн евро. 860 млн евро из государственного бюджета — вот цена литовской СПГ-авантюры. Вместо того, чтобы тщательно взвесить все нюансы проекта, согласовать их с Латвией и Эстонией, литовские власти решили все сделать в одиночку», — отмечает Марцинкевич.

 

Он напоминает, что расходы Польши на терминал Свиноуйсьце официально не озвучивались, но эксперты оценивают их приблизительно в 1,1−1,2 млрд, но не евро, а долларов. «Сметы этих двух проектов фактически идентичны, вот только Польша изначально строила наземный терминал, причем именно как государственную собственность. Проект Свиноуйсьце экономически более оправдан. Польша и через 10 лет будет собственником регазификационного терминала, а Литва, если раскошелится, может получить это право в 2024 году, либо помашет Independence платочком с пристани. Сумма, в которую обойдется выкуп Independence, — коммерческая тайна, но литовские СМИ оценивают ее в 120−160 млн евро. Сопоставить есть с чем. Например, в последние годы почти все заказы на новые суда-газовозы уходят в Южную Корею — корабелы этой страны значительно превосходят своих конкурентов по цене-качеству. Средняя стоимость нового судна — порядка 190 млн долларов, но это просто плавающие „криогенные хранилища СПГ“, на их борту нет аппаратуры для регазификации, нет компрессоров, позволяющих перекачивать газ в береговую инфраструктуру», — подчеркивает эксперт.

 

Марцинкевич обращает внимание на то, что сколько может стоить эта дополнительная оснастка, можно понять, опять же, не покидая Балтики — в Калининградской области российский «Газпром» реализует проект регазификационного терминала именно в варианте специализированного судна. «В отличие от Литвы, которая свою Independence у норвежцев „добыла“ в результате каких-то закулисных переговоров, „Газпром“ разработал техническое задание конкретно под свой проект и провел международный тендер. Победителями, впрочем, стали все те же южнокорейцы, но тут уж ничего не поделать — рынок есть рынок, Россия не одна такая, сейчас все мировые трейдинговые компании, занимающиеся СПГ, бегают между корейскими стапелями. Так вот, с нуля, по индивидуальному проекту, регазификационное судно для „Газпрома“ будет стоить 560 млн долларов. Минимум в два раза меньше, чем потратила Литва на свой проект, по итогам которого ее собственностью станет судно, построенное 15 лет тому назад. Перессорившись с соседями — Латвией и Эстонией, Литва с огромным трудом, напрягая бюджет, доводя едва ли не до банкротства крупнейшего в республике потребителя газа — производителя азотных и других химических удобрений Achema, — тащит и тащит неподъемный груз с символическим названием Independence. Вместо реальной энергетической безопасности литовцы получили постоянно растущие цены на электроэнергию, которые зависят от состояния АЭС в Швеции, ГЭС в Латвии, работоспособности морского кабеля», — указывает Борис Марцинкевич.

 

Он утверждает, что даже выкуп Independence в 2024 году не даст мгновенной прибыли — Литве еще предстоит найти персонал, который сможет обеспечить функционирование регазификационного оборудования. «Впрочем, литовское руководство имеет право принимать любые решения, диктовать условия может только литовский избиратель. Решение правительственной комиссии — это попытка отрезвления после нескольких лет разудалой антироссийской политики Литвы, которая обходится налогоплательщикам в немалые суммы.

 

В унисон с комментарием премьер-министра идут комментарии Министерства энергетики: «Очень важно, чтобы сохранялось ценовое давление на монополиста, ведь если мы откажемся от терминала и он уплывет, то цены могут подняться и на 20%». Это тоже попытка упредить реакцию избирателя, но, как и слова премьера, этот текст не имеет никакого обоснования. По какой такой причине «Газпром» будет поднимать цены, почему именно на 20%, а не, допустим, на 24% или на 16%? Просто первое число, которое пришло в голову министру энергетики, видимо. Тем не менее, в новом решении литовского правительства можно увидеть намек на то, что политики нащупывают, как можно видоизменить проект, чтобы появилась хотя бы какая-то надежда на то, что потраченные деньги вернутся в бюджет страны. Возможно, в этот раз литовские политики прислушались к советам своих южных соседей — это можно услышать в следующем комментарии министра энергетики Литвы Жигимантаса Вайчюнаса: «Литва сохранит выход на международные рынки СПГ и одновременно получит огромную гибкость и возможности быстро реагировать в будущем на изменения рыночной ситуации»", — цитирует Марцинкевич.

 

По его словам, впервые в комментарии литовского чиновника не звучат слова о том, что Indenpendence можно и нужно использовать исключительно для того, чтобы поставлять газ потребителям Литвы, впервые речь идет только о международных рынках СПГ. «Это хороший признак — нельзя исключать, что руководители Литвы решили вспомнить о том, что они могут подходить к экономике прагматично, а не руководствуясь политическими и идеологическими установками. Вот только для того, чтобы „расшифровать“ намек, содержащийся в словах Вайчюнаса, нужно потратить время, чтобы немного присмотреться к тому, что же такое международные рынки СПГ, какие там царят нравы, какие установлены правила игры. Нет, для этого не потребуется вникать в биржевые котировки, нисходящие и восходящие тренды на них — это для профессионалов, погруженных в тематику „с головой“. Достаточно будет разобраться с тем, по каким причинам Вайчюнас использует множественное число. Посмотрите внимательно — он говорит не об одном международном рынке, а о нескольких. Природный газ, даже если он стал сжиженным, — ресурс, удивительный тем, что он упорно „отказывается“ стать классическим биржевым товаром. В разных регионах планеты его цена определяется по разным правилам, разные производители СПГ по-разному его продают — контракты, которые предлагает клиентам норвежский Statoil, вовсе не идентичны контрактам Qatargas, а СПГ, произведенный на территории США, продается и вовсе по „третьим“ правилам. Природный газ — очень необычный товар, и тем интереснее литовским властям будет знакомиться с его международными рынками», — заключает специалист.

Просмотров: 341 | Добавил: ketttchochun1977 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0